воскресенье, 9 мая 2021 г.

9 мая, или немного о моих предках

День Победы - день памяти. Чем старше становлюсь, тем сильнее волнует этот праздник.
Мои предки, так уж получилось, не защищали родину с оружием в руках (об одном из прадедов рассказывала здесь). Они помогали стране по-другому. Сегодня я расскажу о семье моего деда. Но сначала, небольшое лирическое отступление.
Фамилия у меня очень интересная - Острая. Вроде и простая, но большинство людей воспринимает как шутку и переспрашивает. Приходится повторять, часто добавляя "как иголка". Следующие вопросы опять же традиционны: "А почему такая фамилия?" (Как ответить на это вопрос? Почему Иванов - Иванов, а не Сидоров?) "А кто по национальности?" (Вот странно - графу "национальность" из паспорта убрали и народ заинтересовался кто есть кто).
Фамилия - украинская. Мой дед был украинцем. 
А теперь история семьи.
Фото 1935 года
Семья Острых жили в городе Сватово Луганской области УССР. В июне 1941 года семья состояла из мамы (отец умер до войны) и двух сыновей - Шуры (5 лет) и Володи (9 лет).
Шура и Володя Острые
В Википедии есть такая информация: "В период Второй Мировой Войны Великой Отечественной войны 9 июля 1942 года город Сватово был оккупирован немецкими войсками. 31 января 1943 года в ходе Ворошиловградской наступательной операции — освобожден частями 267-й стрелковой дивизии и 11-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 6-й армии Юго-Западного фронта". 
Факты довольно сухие. Из семьи Острых освобождения дождался только Володя. Мама Александра Елисеевна и Шура умерли в декабре 1942 года от голода. 
Мой дедушка рассказал только 2 эпизода из жизни в оккупации:
1) Летом мать варила еду на летней печке (на Украине в частных домах во дворах ставили дополнительные печки, чтобы летом в хате было не так жарко). В двор зашёл немец, рассмеялся, посмотрел, что готовится в кастрюле, кинул в туда гранату и выскочил со двора. Мать сгребла детей в охапку и упала на землю, закрывая их собой. 
2) Когда мать с братом умерли, была зима и соседи, чтобы не долбить мерзлую землю, похоронили их в хате (пол был земляной).
Моего дедушки нет уже много лет, но его историю мы помним.

4 комментария:

  1. Слов нет. А потом появляются Коли с Уренгоя со своими речами.
    С днем Победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, у них просто другая история была или они её не помнят.

      Удалить
  2. Страшная правда о том, что такое фашизм.

    ОтветитьУдалить